Правила педагогического такта

Существует немало приёмов, пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:

  • воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;
  • никогда нельзя употреблять в разговоре с учащимся выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
  • учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;
  • нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
  • обида на учащегося не должна быть долговременной и мелкой;
  • ни в коем случае нельзя подчёркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчёркивает своё превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;
  • если учитель чувствует и осознаёт, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим учеником, он обязательно должен извиниться;
  • педагог никогда не должен «одёргивать» своего ученика, когда он говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;
  • никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках;
  • целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
  • всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;
  • в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
  • учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку, не навязывая своей воли и не используя положение старшего.