Причины нарушения поведения учащихся
Причины нарушения поведения учащихся (скачать)
Причины, способствующие нарушению поведения учащихся, и их педагогический анализ
Выделяется 4 основные причины серьезных на¬рушений поведения детей.
- Борьба за внимание
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмо¬ционального благополучия, то он находит способ его полу¬чить — непослушание. Взрослые сыплют замечания — ребен¬ку это не очень приятно, но внимание все-таки получено. Луч¬ше такое, чем никакое. - Борьба за самоутверждение против чрезмерной родитель¬ской власти и опеки. Детям трудно, когда с ними общаются в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Да, необходимо прививать детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, т.е. воспитывать. Воп¬рос в том, как это делать. Если замечания слишком часты, при¬казы и критика слишком резки, а опасения слишком преуве-личены, то ребенок начинает восставать. То есть взрослый стал¬кивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор, вспышками агрессивности.
- Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные:
— учительница более внимательна к отличникам,
— родители более внимательны к младшему,
— развод родителей,
— родители постоянно ссорятся,
— несправедливые замечания и т.п.
Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть же и вам будет плохо». - Потеря веры в собственный успех.
Для ребенка характерна низкая самооценка. Накопив горь¬кий опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уве¬ренность в себе. Он приходит к выводу «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведени¬ем он показывает: мне все равно, и пусть плохо, и буду плохой.
Стремление таких детей вполне понятны и за¬кономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, признании и уважении.
Беда их в том, что они, во-первых, остро стра¬дают от нереализации этих потребностей; во-вторых, от по¬пыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.
Почему они так неразумны? Они не знают, как это сделать иначе. Поэтому каждое серьезное нарушение поведения — это сигнал о помощи. Задача взрослого — выяснить причину непослушания и помочь ребенку.
Что же делать: постараться не реагировать привычным об¬разом, т.е. так, как уже ждет от вас ребенок. Обычно образуется порочный круг: чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возоб¬новляет их с новой энергией. Надо перестать реагировать при¬вычным способом и тем самым разорвать заколдованный круг.
Сделать это, конечно, нелегко. Так как эмоциям не прикажешь. Но изменить характер общения можно. Можно остановить не эмо¬цию, а то, что за ней следует: наказания и замечания. Если вы уста¬новите причину, то помощь в каждом случае будет разная.
1. Борьба за внимание — необходимо найти способ показать ваше положительное внимание к нему. Привычные выходки оставить без внимания.
2. Борьба за самоутверждение — уменьшить контроль за де¬лами ребенка. Для ребенка важно накапливать опыт собствен¬ных решений и даже неудач.
3. Желание отомстить — надо понять, чем обижен ребенок.
4. Потеря веры в собственный успех — самая трудная ситуа¬ция у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка:
- перестать требовать «полагающего» поведения;
- сбросить на «ноль» свои ожидания и претензии;
- найти доступный для него уровень задач;
- нельзя допускать в его адрес никакой критики;
- ищите любой повод, чтобы его поощрить.