Причины нарушения поведения учащихся

Причины, способствующие нарушению поведения учащихся, и их педагогический анализ

Выделяется 4 основные причины серьезных на¬рушений поведения детей.

  1. Борьба за внимание
    Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмо¬ционального благополучия, то он находит способ его полу¬чить — непослушание. Взрослые сыплют замечания — ребен¬ку это не очень приятно, но внимание все-таки получено. Луч¬ше такое, чем никакое.
  2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родитель¬ской власти и опеки. Детям трудно, когда с ними общаются в основном в форме указаний, замечаний и опасений. Да, необходимо прививать детям правильные привычки, приучать их к порядку, предупреждать ошибки, т.е. воспитывать. Воп¬рос в том, как это делать. Если замечания слишком часты, при¬казы и критика слишком резки, а опасения слишком преуве-личены, то ребенок начинает восставать. То есть взрослый стал¬кивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор, вспышками агрессивности.
  3. Желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные:
    — учительница более внимательна к отличникам,
    — родители более внимательны к младшему,
    — развод родителей,
    — родители постоянно ссорятся,
    — несправедливые замечания и т.п.
    Смысл плохого поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть же и вам будет плохо».
  4. Потеря веры в собственный успех.
    Для ребенка характерна низкая самооценка. Накопив горь¬кий опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уве¬ренность в себе. Он приходит к выводу «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это в душе, а внешним поведени¬ем он показывает: мне все равно, и пусть плохо, и буду плохой.

Стремление таких детей вполне понятны и за¬кономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, признании и уважении.
Беда их в том, что они, во-первых, остро стра¬дают от нереализации этих потребностей; во-вторых, от по¬пыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему они так неразумны? Они не знают, как это сделать иначе. Поэтому каждое серьезное нарушение поведения — это сигнал о помощи. Задача взрослого — выяснить причину непослушания и помочь ребенку.

Что же делать: постараться не реагировать привычным об¬разом, т.е. так, как уже ждет от вас ребенок. Обычно образуется порочный круг: чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возоб¬новляет их с новой энергией. Надо перестать реагировать при¬вычным способом и тем самым разорвать заколдованный круг.

Сделать это, конечно, нелегко. Так как эмоциям не прикажешь. Но изменить характер общения можно. Можно остановить не эмо¬цию, а то, что за ней следует: наказания и замечания. Если вы уста¬новите причину, то помощь в каждом случае будет разная.

1. Борьба за внимание — необходимо найти способ показать ваше положительное внимание к нему. Привычные выходки оставить без внимания.
2. Борьба за самоутверждение — уменьшить контроль за де¬лами ребенка. Для ребенка важно накапливать опыт собствен¬ных решений и даже неудач.
3. Желание отомстить — надо понять, чем обижен ребенок.
4. Потеря веры в собственный успех — самая трудная ситуа¬ция у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка:

  • перестать требовать «полагающего» поведения;
  • сбросить на «ноль» свои ожидания и претензии;
  • найти доступный для него уровень задач;
  • нельзя допускать в его адрес никакой критики;
  • ищите любой повод, чтобы его поощрить.
И еще очень важно знать. Вначале, при первых ваших по¬пытках улучшить взаимоотношения, ученик может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искрен¬ность ваших намерений и будет проверять их, так что придет¬ся выдержать и это серьезное испытание.