Половая неприкосновенность несовершеннолетних

Информация для педагогов

Какие признаки в поведении ребенка в школе могут указывать на вероятность того, что ученик подвергся сексуальной агрессии или развращению:

  • несоответствующая возрасту ребенка осведомленность о сексуальных отношениях (особенно у детей младшего школьного возраста), сексуально провоцирующее поведение;
  • вовлечение в сексуально окрашенные разговоры и игры других детей;
  • развязное или сексуально агрессивное поведение;
  • необычная или несвойственная ранее боязнь мужчин или, напротив, соблазняющее поведение;
  • физическая агрессия (для мальчиков), замкнутость, стремление к уединению (у девочек);
  • резкое снижение школьной успеваемости, внимания, активности;
  • пропуски уроков физкультуры (из-за боязни раздеваться);
  • плач без видимых причин;
  • нежелание идти домой после школы;
  • уходы из дома, пропуски школьных занятий;
  • энурез (недержание мочи), появление специфических симптомов, связанных с заболеваниями, передающимися половым путем

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • резкое изменение успеваемости;
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о возможном преступлении, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.